Развитие речи в раннем возрасте!
Раннее детство – возраст до 3 лет – очень важный этап в развитии детей.
Речь ребенка формируется еще даже до рождения ребенка: благополучная беременность и роды; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, наследственные факторы. Речевое окружение детей. То в 2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».
Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Так что родители, которые приходят в 3 года с проблемой «не говорит “р”» делают это напрасно. Тут главное — терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.
Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.
Но если ребенок молчит, а ему уже 2-2,5-3 года, то необходимо принимать меры.
Самый простой способ развязать малышу язык — задавать открытые вопросы.
Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала?
Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.
Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (когда без слов он пытается что-то выяснить без слов – особенно актуально если ребёнок не говорит совсем). Например: малыш показывает на еду и начинает плакать. Мама обеспокоенно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).
Как же правильно формировать речь?
- Разговаривайте с детьми в течение всего дня.
- Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
- Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки, чистоговорки.
- Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
- Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
- Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
- Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
- Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
- Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
- Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала
На, что еще надо обратить внимание?
Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
- говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
- употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» –молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, логопеду.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.